Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Валерий ТУРЧИН

Романтический пейзаж

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ
РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
1911. Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен

 

Небрежными, свободно набросанными мазками художник изображает горные массивы, по склонам которых мчится кавалькада всадников. Не только всадники пребывают в движении, энергия которого усилена композиционно тем, что они спускаются по диагонали вниз. Весь ландшафт словно находится в некоем движении. Кажется, что земля вибрирует, теряя четкие контуры. Это ощущение как раз и создается за счет уверенной работы свободной кистью, когда нет определенных контуров. Такое отсутствие линейности особо ощутимо, так как передан горный мотив, где все должно – в реальности – иметь твердые очертания. Солнце превращено в какое-то красное пятно, и оно, кажется, также не стоит на месте. Мир меняется на глазах зрителя, грядут великие катастрофы, и всадники несут весть, что вскоре произойдут еще большие трансформации.

Пейзаж с зеленым домом. Мурнау. Эскиз. 1908.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Кандинский любил подниматься в горы (в Мурнау, где он жил, начинались отроги Альп). Ему нравилась “абстрактная” гармония вздымающихся скал. Со времен романтизма, да и раньше, горы представлялись символом всего возвышенного. И такое понимание художнику было близко. Нередко он фотографировал понравившиеся ему виды, и порой некоторые мотивы, запечатленные камерой, ложились в основу его живописных интерпретаций.

Эскиз обложки альманаха “Синий всадник”. 1911. Центр Жоржа Помпиду, Париж

 

Примечательно, что этот пейзаж назван “романтическим”. Кандинский ощущал себя последним романтиком в искусстве, и поэтому наследие начала XIX века становилось близким. Романтизм казался ему пламенем в глыбе льда (по его же словам). И слово “романтический” встречалось в лексике художника неоднократно. Тот экспрессионизм, который развивался в Германии в ХХ столетии, в поисках экзальтированных чувств опирался на романтические традиции. Ими же дорожил, как мы понимаем, и Кандинский.

Мурнау. Пейзаж с церковью I. 1910. Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен

 

Вклад Кандинского и его группы в немецкий экспрессионизм был важен. Эти мастера хотели при помощи ярких красок и ломаных линий не только добиться выражения обостренных до предела чувств, но и пробиться к духовным откровениям, словно ниспосланным свыше. Этим определялся их стиль и их ощущение природы, полное приподнятой эмоциональности.