Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Валерий ТУРЧИН

 

Композиция VII. Набросок I

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ
КОМПОЗИЦИЯ VII. НАБРОСОК I
1913. Частное собрание, Берн

 

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ
КОМПОЗИЦИЯ VII
1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Этот эскиз является одним из многих, входящих в группу подготовительных работ к большой “Композиции VII”, над которой Кандинский трудился в течение 1913 года. Как всегда, у художника, когда он работал над своими “композициями”, наблюдается стремление к осуществлению масштабных замыслов. Тут он пытается обобщить накопленный опыт, и, глядя на многочисленные подготовительные работы, можно понять, что в расположении пятен неправильной формы и разнообразных линий есть определенная система.

Эскиз “Композиции V”. 1911. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Мастер стремится представить грандиозный космический ландшафт, в котором формы находятся в стадии перемен. Если раньше художнику были близки сцены Всемирного потопа или Страшного суда (отголоски этих сцен есть и тут), то здесь трансформация материи, представленная столь наглядно, показывает измененный мир (а не его исчезновение). Зритель выступает наблюдателем того, как отдельные формы развертываются в пространстве, а другие сокращаются. Материя словно пульсирует, становясь многокрасочной, переливаясь всеми цветами радуги.

Композиция VI. 1913. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Фантазия автора неистощима, и формы то проникают друг в друга, то эмансипируются, “плывут” отдельными островками. Разноцветные нити то связывают их, то обрываются. Отдельные штрихи образуют некое подобие паутины или узлов. Теплые тона выступают вперед, холодные отступают. Если представить себе, что окончательный вариант этой “Композиции” большого размера, то зритель, стоящий перед такой картиной, вольно или невольно погружается в нее. Так он становится свидетелем грандиозных изменений в мире.