Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Елена МЕДКОВА

 

Уроки Кандинского

Рисуй и самовыражайся

Василий Кандинский оставил нам богатое наследие в области теории живописи и формообразования. Его работа “Точка и линия на плоскости” является итогом экспериментальной и теоретической работы в послереволюционной Москве (в ИНХУКе и ГАХНе) и педагогической деятельности в Баухаузе.

В исследовании Н.И. Дружковой этой стороны творчества Кандинского определены основные области работы мастера: “вопросы интеграции искусств, изучения основных элементов живописи, параллельного действия цвета и звука, психологии восприятия и физики цвета... создание словаря терминов изобразительного искусства, создание новой науки об искусстве”.

Особенность работы Кандинского состоит в том, что он как настоящий ученый шел от подробного обстоятельного анализа к синтезу: “Идеалом каждого исследования является: 1) педантичное расследование каждого взятого в отдельности явления — изолированно, 2) расследование противоположного влияния явлений друг на друга — сопоставление, 3) общие выводы, извлеченные из обеих предыдущих частей”.

Художнику удалось создать внятную систему обучения начиная с азов формы. Его опыт широко используется в педагогике высших учебных заведений дизайнерского направления на Западе и у нас. Его идеи и принципы настолько хорошо усвоены в Европе и Америке, что стали базисом для обучения самых маленьких, начинающих художников, о чем свидетельствует типовая программа по изобразительному искусству для американских школ (“Visua• Art”, Rokford public schools), а также пример такого массового издания, как “Живопись: Рисуй и самовыражайся. Детское справочное бюро. Энциклопедия для любознательных” Ж. Кастерман.

В первом случае внимание концентрируется на проблемах изучения художественных особенностей линии, плоскости, геометрических фигур, принципов построения пространства на плоскости, композиции и пр. Во втором чуть ли не с первых страниц автор отсылает читателя к способам Кандинского “освободиться от предметности... оставить для творчества только формы и цвета с их чистой выразительностью”. Сформулированы краткие пошаговые задания по изучению графических и живописных средств выразительности.

В нашей школьной педагогике опыт Кандинского мало используется. Редким исключением является восьмилетняя программа московской детской школы искусств № 12 архитектурно-художественного профиля “СТАРТ” (авторы И.М. Абаева, О.А. Бармаш). Программа построена на принципах постепенного, посредством самых простых заданий на выразительность формы и цвета, восхождения к формированию композиционного и проектного мышления.

Один из базовых блоков этой программы — “Основы композиции и изобразительной грамотности”. Он начинается с таких заданий в духе Кандинского, как “Линия, характер”, “Линия, пятно”, “Движение, покой”, “Контрасты, нюансы, симметрия”. Для авторов программы принципиально, что форма должна быть современна независимо от тематики изображения, в связи с этим ученики нулевого класса (шестилетки) начинают принятые в практике школы “игры в мастеров” с творчества Кандинского.

В нашей программе “Утро художника” элементы формы и цвета даны через призму не только их художественной выразительности, но и образно-символического значения связанных с ними мифологем (“Точка — зерно”, “Конечная бесконечность окружности”, “Треугольник, или мир горы” и т.д.). Задача настоящей статьи состоит в том, чтобы, с одной стороны, изложить педагогическую концепцию Кандинского, а с другой — показать, как ее положения могут быть использованы в простейших практических заданиях на развитие творческого потенциала и композиционного мышления школьников.

Точка

Свой анализ формы Кандинский начинает с точки. Она характеризуется им как “невидимый объект”, как ноль, в котором сокрыты все мыслимые возможности, “как величайшая сдержанность, которая тем не менее говорит”, как “связь молчания и речи”. Точка — “результат первого столкновения (художественного) орудия с материальной плоскостью”, после чего “основная плоскость оплодотворяется”. Она — “кратчайшее постоянное утверждение, исходит кратко, прочно и быстро”, “малый мир, со всех сторон более или менее равномерно огражденный и практически оторванный от окружения”. Это “первоэлемент живописи и непосредственно графики”.

Уже в самом этом перечне содержится возможная программа работы с образностью точки, каждое определение может быть использовано как творческое задание на развитие воображения: например, работа ударом (тычком) кистью по поверхности листа и анализ полученного образного эффекта. Можно нарисовать малый замкнутый мир в точке, представить точку как зерно на поле (нарисовать варианты — пустое поле с бороздами, засеянные борозды, развертывание точки), представить точку как ситуацию разрыва и соединения неких объектов.

Кандинский указывает на ряд возможностей повысить выразительность точки.

• Вырвать из контекста и рассмотреть “вне практически-целесообразной взаимосвязи” (произвольно перемещать место точки в предложении до получения полного абсурда или вынести точку за рамки предложения и получить “двузвучие — шрифт — точка”).

• Представить ее как столкновение с пустым листом.

(1)

(2)

 

• Играть с размерами точки (увеличение до плоскости), ее формой (1), ее соотношением с линией на плоскости (2), ее цветовым соотношением с основной плоскостью (от простейшего соотношения черного на белом и белого на черном — таблица “Черная и белая точки как простейшие цветовые величины (3)).

(3)

• Образное исследование “напряжений”, возникающих в результате расположения точки в разных частях основной плоскости (центр, верх, низ, правый верхний угол, правый нижний и пр.); нахождение узловых точек в форме предмета, композиции и представление этого предмета и композиции в схематическом “точечном” виде.

• Увеличение количества точек и исследование полученного эффекта по схеме: “а) внутреннее звучание одной точки, б) повторение звучания, в) двузвучие первой точки, г) двузвучие второй точки, д) звучание суммы всех этих звуков”.

• Работа с природными объектами, представляющимися нам скоплением точек, — звезды на небе, головка мака, раствор вещества под микроскопом, песчаная пустыня.

Пагода

(4)

Прыжок танцовщика

Схема прыжка

(5)

 

• Передача ритма архитектурных сооружений, танца, музыки через запись точками (4, 5, 6).

То же, переведенное в точки

(6)

 

• Образность точки в зависимости от орудия нанесения (карандаш, фломастер, тушь, гуашь, напыление, кисть, палочка) и характера принимающей поверхности (шероховатая, гладкая, зернистая бумага). “Центрический комплекс свободных точек” (7), “Большая точка, состоящая из множества малых (техника напыления) (8).

(7)

(8)

• Сочинение скоплений точек разной конфигурации (таблицы “Холодное напряжение к центру” (9), “Процесс высвобождения” (10), “Девять точек в восхождении” (11)) .

(9)

(10)

(11)

 

Любое из этих положений может быть превращено в задание. Вот несколько идей из вышеприведенных программ и пособий.

В школе “Старт” на первых этапах знакомства с любой техникой создают так называемые палитры: лист делится на множество квадратиков, которые заполняются разными композициями-узорами из точек (линий, штрихов, пятен, геометрических фигур и пр.). Из точки-кляксы выдувают фантастические образы, раскрывая тем самым “внутреннее” стихийное содержание точки. Увлекают точки в “танец” (задание “Движение. Танец”) под музыку; делают “образ из одного элемента” (силуэтное изображение из сгущающихся и более разреженных точек). Выполняют задание “форма — антиформа” по принципу противопоставления позитива (белыми точками по черному) и негатива (черными точками по белому) одного и того же изображения. Активно используется техника набрызга; из одинаковых точек создаются произведения в стиле оп-арта.

Ж. Кастерман предлагает на маленьких квадратиках 3 х 3 см нарисовать пером разные варианты узоров из точек, затем увеличить рисунок на ксероксе и таким образом получить оригинальную оберточную бумагу. Можно передать понравившуюся фотографию концентрацией и разрежением черных точек, нанесенных тушью и пером; позволить кисти с краской самой “ставить” точки — подбросить кисть в воздух, чтобы она, упав, оставила след. Автор предлагает также стрелять на лист бумаги из водяного пистолета, наполненного краской; передать цветовой портрет собственной комнаты с помощью пропорционального соотношения точек тех цветов, которые имеются в комнате; поработать в стиле пуантилизма, повторив черно-белую репродукцию любой картины цветными точками.

В программе “Утро художника” предложено образное осмысление точки с позиций мифологии и образов “Бесконечной книги” М. Энде. Суть единичной точки осмысливается через образную цепочку метаморфоз — песчинка / зерно / пламя / побег / ночной лес Перелин. Разрушение леса и превращение его (буквальное “осыпание образов”) в песчаные холмы цветной пустыни Гоаб позволяет постичь процессы “распада и разрушения... прорыва к прообразу геометрического состояния” (В. Кандинский).

Линия

Кандинский рассматривает линию как “след перемещающейся точки... скачок из статики в динамику... Величайшую противоположность живописного первоэлемента — точки”. Согласно его видению, когда действуют внутренние силы точки, происходит разрастание точки из себя самой и превращение ее в пятно, круг или иную плоскость. Когда же на точку воздействуют внешние силы, тогда появляется линия: “первоначальный источник каждой линии неизменно один — сила”.

Линия как результат давления внешних сил — этот динамический образ позволяет осмыслить движение нашей руки в процессе рисования, увидеть в линии образ покоя/напряжения/борьбы, постичь категорию движения, напряжения и силы в неподвижном изображении. Прямая линия — это результат действия одной силы в одном направлении. Ломаная линия является результатом поочередного воздействия двух сил, а кривая — одновременного воздействия обеих сил. Соответственно восприятие прямой линии менее напряженно — “лирично”, в терминах Кандинского, а восприятие кривой — “драматично”, так как она изгибается под действием противостояния сил.

Кандинский считает, что “мир линий включает в себя решительно все оттенки выразительности — от холодного лиризма первоначально до жаркого драматизма в конце”.

Что касается временнoй характеристики линии, то Кандинский считает, что “в линии элемент времени ощутим в значительно большей мере, чем в точке: длительность есть категория временнaя. С другой стороны, протяженность во времени у прямой и кривой различна, хотя бы их длины были равны: чем подвижнее кривая, тем больше ее длительность во времени. Итак, в линии возможности использования времени весьма разнообразны. Течение времени в горизонталях и вертикалях при одинаковых длинах внутренне тоже окрашено по-разному”.

Прямая линия есть “самая сжатая форма бесконечной возможности движения”. Среди прямых Кандинский выделяет вертикаль, горизонталь и диагональ. Их восприятие у Кандинского связано с температурными, светотеневыми, цветовыми и звуковыми ассоциациями, что позволяет образно осмыслить простейшие казалось бы знаки.

Вертикаль и горизонталь он считает “немыми линиями”, чье звучание сведено к “молчанию, еле слышному шепоту и покою”. Горизонтальная линия — это “холодная несущая основа”, “кратчайшая форма неограниченной холодной возможности движения”. В вертикальной линии “плоскостность заменяется высотой, а холод — теплом”, соответственно она является “кратчайшей формой неограниченной теплой возможности движения”.

(12)

 

Две диагональные линии основной плоскости рассматриваются Кандинским как “тепло-холодная форма”. Они делятся на два вида — центрированные (проходящие через центр основной плоскости) (12) и нецентрированные свободные прямые (13). Последние рассматриваются художником как неуравновешенные, в отличие от первых.

(13)

 

В связи с тем что белый и черный цвета могут рассматриваться как теплый и холодный, вертикаль и горизонталь могут увязываться с белым и черным, а “в белом и черном могут быть обозначены элементы высоты и глубины”.

Центрированным диагоналям как переходным элементам соответствует серый (зеленый, красный) цвет. Свободные диагонали в силу своей активности видятся Кандинскому в желтом и синем.

(14)

 

Среди ломаных линий базовыми являются линии, образующие под действием двух сил угол — острый (45'), прямой (90') и тупой (135'). Ломаная линия каждого угла рассматривается Кандинским с внешней стороны угла как направление напряжения и с внутренней — как тяготение к большему или меньшему захвату плоскости (14, 15).

(15)

 

Эти первичные блоки ломаных линий обладают соответствующим звучанием. Острый угол — агрессивный, высокоактивный, напряженный, устремлен вперед, дробит плоскость на восемь частей, теплый, окрашен в желтый и оранжевый цвета, реализует “внутреннее видение”. Прямой угол — прохладный, сдержанный, “объективный”, равновесный, делит квадратную плоскость на четыре равные части без остатка, окрашен в красный, воплощает “виртуозное изложение”. Тупой угол — беспомощный, слабый, пассивный, не перекрывает всю плоскость, утрачивает стремление вперед, тяготеет к захвату плоскости, окрашен в фиолетовые и синие цвета, воплощает распад, “похмелье”.

Ломаные линии Кандинский определяет как более примитивные в силу более простой схемы взаимодействия сил: “угол заключает в себе нечто бездумно юношеское”.

Кривая линия в результате сложного противостояния разнонаправленных сил воплощает “зрелую, по праву уверенную в себе энергию”. Она — антипод прямой, ее противоположность. Если “прямая является полным отрицанием плоскости, то кривая несет в себе ядро плоскости”, так как при сохранении неизменности воздействия двух противоположно направленных сил, продвигающих точку, кривая рано или поздно приходит к исходному пункту. “Начало и конец перетекают друг в друга и в тот же миг бесследно исчезают, возникает наименее и одновременно наиболее стабильная форма плоскости — круг”.

(16)

(17)

(18)

Кандинский рассматривает несколько вариантов горизонтальной волнообразной кривой, образующейся под действием “позитивного” (вверх) и “негативного” (вниз) давления: геометрически правильная волнообразная (16), свободная волнообразная с нарастанием позитивного давления, достижением пика воздействия и спада (17–18), а также ряд “восходящих” кривых — волнообразная вертикаль, диагональная дуга (19–20). Все эти примеры можно считать первичными матрицами в бесконечности вариантов свободных волнообразных линий.

(19)

(20)

В качестве природных линейных структур Кандинский указывал на царство минералов, растений и животных, которые дают бесконечное множество линейных организованных систем.

“Растения, — пишет он, — в своем развитии от семени — к корню (вниз), вплоть до пробивающегося стебля (вверх) проходят путь от точки до линии, что в дальнейшем приводит к усложняющимся комплексам линий, к самостоятельным линеарным конструкциям, как в ткани листа или в эксцентрической конструкции хвойных деревьев… Скелеты различных животных, вплоть до высшей известной сегодня формы — человека, демонстрируют самые различные линеарные конструкции. Эти вариации не оставляют желать ничего более совершенного по “красоте” и всякий раз поражают своим разнообразием. Самым удивительным остается тот факт, что дистанция от жирафа до жабы, от человека до рыбы, от слона до мыши — не что иное, как вариация на одну тему, и что все эти бесчисленные возможности исходят без исключений из одного принципа концентрического построения”.

(21)

 

В качестве примера свободного построения линеарных систем Кандинский приводит структуры молний, тканей живых организмов (“Свободная связующая ткань у крысы” (21)). В технике его привлекают как свободные волнообразные диаграммы, так и четкий геометризм таких технических сооружений, как парусник и Эйфелева башня. Однако каждый раз художник подчеркивает разность целей и средств природы и искусства и необходимость перевода языка первого на язык второго.

Начинающим художникам

На основе вышеизложенного можно сформулировать задания.

Через комплекс линий передать следующее:

• идею покоя и движения;

• настроение “лирики” прямых и “драматизма” кривых и, наоборот, — лирики кривых и драматизма прямых;

• светотеневое, цветовое или иное ритмическое или образное “звучание” вертикалей, горизонталей, свободных диагоналей;

• характер сообщества острых, прямых и тупых углов — вначале по отдельности, а затем в столкновении противоположных элементов (острый и прямой угол, острый и тупой и др.);

• суть встречи и взаимного уничтожения начала и конца в круге;

• драму борьбы негативных и позитивных сил через напряжение кривых; поэзию волн (рост, пик, спад).

Особый комплекс заданий — перенос идей ранее перечисленных природных систем на абстрактный язык линий и структур. В виде разминки к этим заданиям можно использовать ряд остроумных идей Ж. Кастерман. Например, взять репродукцию известной картины, ксерокопировать ее и увеличить, а затем изменить изображение, передвигая его по стеклу во время копирования. Можно также слева направо посередине листа нарисовать тушью или роллером волнистую произвольную линию, а затем проводить параллельные ей линии, приближая и удаляя их одну по отношению к другой, стараясь усилить эффект рельефа. Или сделать “салат из геометрических фигур” (заполнить лист геометрическими фигурами и раскрасить их).

В школе “Старт” для развития визуального мышления предлагается создать образ из заданных линий (набор из не более чем пяти прямых, ломаных, кривых линий, углов). В разделе “Художественные материалы” прибегают к печати сетками и иными материалами, обладающими линейной структурой. В разделе “Основы композиции и изобразительной грамотности” предполагается создавать фантазии на тему ломаных и кривых линий, движения и покоя, “линий преломления” (эффект рельефного искажения параллельных горизонтальных или вертикальных линий, когда на их пути встречается изображение предмета).

В разделе “Архитектура природы” учащиеся поэтапно изучают структуру листа (механический отпечаток гуашью, воспроизведение графики прожилок, геометрическая фантазия на тему строения листа — “архитектурный лист”), деревьев, трав, скелетов рыб, овощей и фруктов в разрезе, текстуры дерева, камней и др.

В программе “Утро художника” задания тоже расположены по нарастанию сложности образного осмысления линий. Вначале детям предлагается: почувствовать ритм движения тела и ритм растекающейся краски (растекание краски по простому листу и по листу, заранее покрытому воском); написать словесный линейный диктант по рассказу Л. Кэрролла “Мистер К. и мистер Т.”; рисовать несколькими мелками или карандашами, связанными в обойму.

Можно поработать над созданием образа зубчатых крепостных стен, силуэтов домов или цепей “прямоугольных” гор с помощью многократного использования трафарета с рядом прямоугольных очертаний. Затем можно переходить к более сложным образам, основанным на фрагментах-новеллах “Бесконечной книги” Энде: нарисовать сказочный город Искал, где все сплетено из ветвей лозы, а его жители двигают свои корабли по волнам Туманного моря; изобразить остроконечные пики Гор судьбы.

ЛИТЕРАТУРА

Дружкова Н.И. Теоретические основы педагогики искусства В. Кандинского // Педагогика искусства. – 2008. – № 4.

Кастерман Ж. Живопись: Рисуй и самовыражайся. — М.: АСТ, Астрель, 2002.

Кандинский В. Точка и линия на плоскости. — СПб., 2001.

Медкова Е.С. Утро художника: Программы дополнительного художественного образования детей. — М.: Просвещение, 2005.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://philologos.narod.ru/kandinsky/kandinsky-pl.htm