|
ТЕТ–А–ТЕТ
Елена КНЯЗЕВА
Для семейного просмотраИмя человека, чьи картины растиражированы в рождественских открытках, календарях, Интернете, — Томас Кинкейд (Thomas Kinkade, род. 1958), самый титулованный американский художник, писатель, мультипликатор, страстный семьянин (отец четырех дочек) и любитель творчества Ивана Шишкина. Картины Кинкейда интересно и полезно рассматривать на пару с ребенком. — Какое время года изображено на картине? — Зима. — Может быть, попытаешься угадать месяц? — Наверное, январь, потому что в декабре темнее и солнце ниже, а в феврале вьюги. — А что делают люди? — Мама с сыном встречают папу, они машут друг другу. И вообще все встречаются или ждут кого-то. Вечереет, в окнах зажегся свет, все идут домой. Это похоже на город семьи Бэнкс и Мэри Поппинс. — А как ты думаешь, на каком языке они здороваются? — Наверное, на английском. — Но эта городская площадь не в Англии, а в другой англоязычной стране — в Соединенных Штатах Америки. На другой картине, на которой новогодняя ночь, над зданием Белого дома — американский флаг. — А кто в Белом доме живет? И т.д. Городская площадь. 1986
Как относиться к картинам Кинкейда? Несмотря на простоту, они постоянный объект обсуждения, а порой и критики. Кто-то называет его произведения китчем, а кто-то считает, что они, по сравнению с безличным китчем, оригинальны. Картины как будто светятся изнутри благодаря тонкой валёрной технике (валёр — оттенок тона, выражающий во взаимосвязи с другими оттенками соотношение света и тени; применяется для показа предметов в световоздушной среде). Кинкейд не скрывает, что любит “писать то, что даст человеку ощущение безопасности и покоя”. “На моих картинах, — говорит он, — в домах всегда горит свет, они полны радости”. Огни свободы. 2000
Творчество Томаса Кинкейда не укладывается в привычную схему развития американского искусства, которое всегда ориентировалось на европейские стандарты (см.: Искусство № 20/2007, № 7/2009). Тем не менее бытовым картинам Кинкейда нашлось место в искусстве XX–XXI вв. Дело в том, что американцы, несмотря на Великую депрессию, гангстерские разборки, Вторую мировую и вьетнамскую войны, создали оригинальное, качественное и доброе искусство “для семейного просмотра”. В 1930-е гг. начали появляться “семейные” фильмы, как правило, комедии. И какие бы открытия в индустрии кино ни происходили, какие бы жанры ни преобладали, часть фильмов всегда предназначалась для разновозрастной аудитории. Создатели этих фильмов не стеснялись лишний раз напомнить об общечеловеческих ценностях: добре, понимании, дружбе, приоритете семьи (вспомним, например, фильм Р. Уайза “Звуки музыки”, 1965). Такая нравоучительность в игровой форме в эпоху информационного бума — хорошее подспорье в воспитании подрастающего поколения. Причины этого явления не в каком-то особенном патриотизме американцев. Это целенаправленная государственная политика. Для ее проведения в жизнь была создана особая финансово-нравственная атмосфера, способствующая рождению произведений, утверждающих нравственные и эстетические принципы, учащие любить родину, а не ненавидеть. Американские художники стали создавать коллажи, противопоставляя их произведениям беспредметного искусства. Так, в начале 1960-х появилось новое “реалистическое” движение — поп-арт, а далее – оптические иллюзии и картины в стиле гиперреализма. В результате американские художники не только воплотили национальные амбиции, но и заняли одно из первых мест в современном мировом искусстве (“Искусство” № 23/2009). Наряду с этими шокирующими направлениями утвердился в искусстве и жанр “милых” произведений для семейного просмотра, ярким представителем которого является Томас Кинкейд. Востребованность таких картин говорит о смещении привычных акцентов: стали популярными яркие цвета и незатейливое содержание. Что это — снижение вкусового барьера или новый виток развития культуры быта, а может быть, реакция на конфликтное искусство предшествующей эпохи — покажет время. Эти произведения легко и качественно распечатываются на цветном принтере, постерами декорируются интерьеры, и такое тиражирование нивелирует значение авторских работ. Что-то подобное происходило в начале XX в., когда искусство модерна играло большую роль в организации пространства, только сейчас это делается на другом техническом и интеллектуальном уровне. Вновь после многих лет создается культура потребления, соразмерная обществу и времени, в котором мы живем. |