|
||||
АРТ-ГАЛЕРЕЯ
Николай БАРАБАНОВ,
|
(1) |
(2) |
Отец был первым валторнистом Мюнхенского придворного оркестра, первоклассным музыкантом-виртуозом, занимался композицией. Происходил он из небогатой крестьянской семьи – по некоторым данным, предположительно из Чехии – и отличался тем, что сын в своих воспоминаниях с некоторым оттенком горечи назвал “твердым характером”: “Он почел бы бесчестным пересмотреть свое однажды принятое и казавшееся ему правильным суждение о каком-нибудь художественном вопросе и оставался до глубокой старости недоступным какому бы то ни было вразумлению с моей стороны”.
Музыкальные вкусы Франца-Йозефа Штрауса были до крайности консервативными. Он блестяще исполнял (как оркестрант) Вагнера, но музыку его не выносил. Зато боготворил Моцарта и Гайдна, Бетховена, Вебера и Шуберта, настоятельно призывая сына – начинающего композитора придерживаться классических традиций. Вот два примера его наставлений сыну, взятые из его писем.
О “Героической” симфонии Бетховена: “Умоляю тебя, возьми за образец это вечно молодое сочинение гения и сделай его своим идеалом. Величие произведения состоит в его возвышенной простоте. Вспомни древних греков!..” После триумфальной премьеры симфонической поэмы сына “Дон Жуан”: “Во всех твоих сочинениях слишком много раздумий... С твоим талантом можно было бы поступиться рассудочностью в пользу эмоциональности. Я не имею в виду сентиментальность. Произведение крайне сложно, и исполнить его могут лишь очень хорошие оркестры... В нем слишком много побочных мыслей, которые только мешают главной теме... Нужно помнить, что ты пишешь не для профессионалов”.
(3)
Какое образование получил Рихард Штраус? Он окончил королевскую Людвиговскую гимназию в Мюнхене, где с легкостью и интересом изучал все предметы, кроме математики, а затем проучился в Мюнхенском университете (3) два семестра, в течение которых изучал литературу и изящные искусства. Все остальное в общегуманитарном плане было достигнуто путем интенсивного самообразования. А с музыкальным образованием дело обстояло так. Уже в младенчестве Рихард смеялся во время звучания валторны и горько плакал при звуках скрипки. В возрасте четырех лет его стали обучать игре на фортепиано – сначала мать, а потом профессиональные музыканты.
Тогда же мальчика познакомили с основами игры на скрипке. В возрасте шести лет родители повели его в оперу – на моцартовскую “Волшебную флейту” и на “Фрейшютца” Вебера (в нашей стране эта опера известна под названием “Вольный стрелок”). Еще до поступления в гимназию Рихард начал сочинять музыку, написав рождественскую песню, вальс, польку и даже увертюру для оркестра. И здесь нужно отдать должное его отцу, который всячески пресекал попытки сделать из мальчика вундеркинда и следил за основательностью его образования.
В возрасте одиннадцати лет Рихард стал заниматься у мюнхенского придворного дирижера Ф.В. Мейера, и в течение пяти лет он получил от него столь много в области теории музыки, гармонии, оркестровки, музыкальной формы, что необходимость получения музыкального образования на уровне консерватории отпала сама собой. Так один из величайших композиторов недавнего прошлого оказался самоучкой – в хорошем смысле этого слова. И великим тружеником. Обучаясь у Мейера, Рихард много и интенсивно сочинял сам – и камерной музыки, и произведений крупной формы, таких, например, как скрипичный концерт.
В кругу семьи его опусы встречались восторженно, однако зачастую они были подражательными – влияние Шумана, Бетховена и Мендельсона дает о себе знать достаточно отчетливо. Быть может, поэтому через некоторое время после премьеры Первой симфонии, написанной в возрасте семнадцати лет и имевшей явный успех, Штраус настоятельно просил своего отца, игравшего в оркестре, впредь никому не показывать партитуру. И это – при сильнейшем влиянии на него вкусов Штрауса-старшего. Достаточно сказать, что Рихард в те годы отвергал творчество Вагнера – и “Кольцо нибелунга”, и “Лоэнгрина”. И лишь знакомство через некоторое время с партитурой “Тристана и Изольды” стало для него поворотным: зрелый Штраус-дирижер был одним из выдающихся интерпретаторов вагнеровских опер.
Зимой 1883 г. по настоятельной рекомендации отца девятнадцатилетний Рихард Штраус оказался в Берлине – и с целью расширения своего кругозора, как музыкального, так и общекультурного, и с целью установления определенных контактов профессионального плана. Важнейшим в этом смысле оказалось его знакомство с крупнейшим немецким пианистом и дирижером Гансом фон Бюловом (4). Поначалу Бюлов оценил Штрауса сдержанно, но несколько позже, получив нотный материал серенады для духового оркестра, которую Штраус написал в возрасте восемнадцати лет, Бюлов включил ее в постоянный репертуар руководимого им Мейнингенского оркестра. А в двадцатилетнем возрасте Штраус дебютировал как дирижер, исполнив с тем же оркестром свою сюиту для духового оркестра.
(4)
Дебют, на котором настоял Бюлов, состоялся в Мюнхене. Никакого опыта дирижирования дебютант прежде не имел, дирижировал в состоянии, близком к полубессознательному, но выступил так, что вскоре Бюлов, часто бывавший в разъездах, полностью доверил юноше руководство оркестром, хотя на эту должность претендовали талантливейшие музыканты, и в их числе молодой Малер.
В силу многих причин Штраус руководил Мейнингенским оркестром недолго, и в августе 1886 г. подписал трехлетний контракт с Мюнхенской оперой (5), где на первых порах дирижировал операми композиторов, ныне основательно забытых публикой, таких, как Франсуа Буальде и Луиджи Керубини. Но в числе недооцененных (руководством театра) опер оказалась такая относительная по тем временам новинка, как “Бал-маскарад” Верди, которой Штраус дирижировал охотно и с удовольствием. И именно благодаря штраусовской трактовке считавшаяся малоудачной опера Моцарта “Так поступают все женщины” стала признанным шедевром мировой оперной классики.
(5)
Было в то время еще одно событие в жизни Штрауса, благодаря которому он в итоге состоялся как симфонист. Перед вступлением в должность дирижера Мюнхенской оперы он несколько месяцев провел в Италии.