ПЕРЕДВИЖНИКИ
Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник ИХО РАО
Выход из кризиса
бсолютно критический период
“отрицательного” отношения к миру,
трагического субъективного психологизма и
исключительной страдательности героев падает на
60-е годы ХIХ века. Уже в 1870-е приходит осознание
необходимости позитивных ценностей. Бурное
развитие портретного жанра и пейзажа в этот
период свидетельствует о поисках неких
положительных ценностей как в человеке, так и в
природе.
В 1880–1890-е гг. намечается выход из
кризиса. В искусстве передвижников происходит
перенос акцента с субъективного переживания
трагичности жизни на сам предмет, на его более
объективное изображение. Активизируются поиски
положительного действующего героя, эстетических
ценностей положительного свойства. Возрастает
роль эстетического подхода к методам работы, к
самому живописному языку.
В. Васнецов. Богатыри. 1898. ГТГ,
Москва
Прежде всего реабилитируется
фольклорная составляющая народной культуры —
сказка и эпос. В этом отношении показательными
являются работы В. Васнецова на сказочные темы,
его репрезентативные работы “Богатыри” и
“Песнь о Вещем Олеге”. В последних отношение к
фольклорной культуре имеют не только тематика,
но и трактовка пространства, которое вновь
начинает концентрироваться вокруг пластических
формульных образов по центру, обретает
равновесность, репрезентативность и
монументальный размах.
В. Васнецов. Песнь о вещем Олеге. 1899.
ГТГ, Москва
“Все эти качества способствовали
тому, что Васнецов стал одним из тех художников,
которые стояли у истоков стиля модерн. Эти же
качества привели его к тем видам художественного
творчества, которые выходили за рамки
традиционного передвижнического реализма,
станковой картины, и открывали путь в
монументальную живопись,
театрально-декоративное искусство и
архитектуру” (Д.В.Сарабьянов. Мировая
художественная культура. XIX век).
И. Репин. Запорожцы. 1880–1891. ГРМ,
Санкт-Петербург
Эпическое начало побеждает и в
исторических работах И. Репина. Его “Запорожцы”
— это эпически-фольклорный образ русского
народа, деятельный и оптимистичный даже в самых
крайних трагических ситуациях. Репин прибегает к
приемам народной карнавальной культуры,
обнаруживающей источник жизненных сил в
смеховой инверсии. Рубенсовские по избыточности
жизненных сил персонажи Репина предстают в
ситуации пиршественного застолья в условиях
окружения, подступающего голода и прямой угрозы
смерти. Вместо яств у них на столе чернильница и
бумага. Вместо пира плоти — пир мысли. Репин
находит возможность перевести образ человека
мыслящего в образ человека действующего, щедро
расточающего жизненную энергию.
Василий Суриков. Покорение Сибири
Ермаком.
1895. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Жизненный праздник фольклорной
культуры пробивается в реальность “здесь и
сейчас” “Взятия снежного городка” В. Сурикова и
придает настоящему формульность праздника,
который всегда с тобой. В работе “Покорение
Сибири Ермаком” Суриков обращается к
историческим моментам великих национальных
свершений — освоению огромных пространств
Сибири и окончательному завершению эпической
борьбы с татаро-монголами, где проявился
подлинный размах деятельностной пассионарности
русского народа. Д. Сарабьянов подмечает, что
герои этой картины “похожи друг на друга,
выражая смелость, удаль и представляя себе войну
как некий род игры”.
В. Суриков. Взятие снежного городка. 1891.
ГРМ, Санкт-Петербург
И. Шишкин. Рожь. 1878. ГТГ, Москва
Игровое начало является еще одной
составляющей жизнеутверждающего народного
мировосприятия. Оно есть и во “Взятии снежного
городка”, и в “Запорожцах”. Игровое восприятие
истории через образность народной песни в
“Разине” Сурикова порождает систему двойного
опосредования реалий жизни через искусство, что
является новой парадигмой, ведущей к
возникновению мирискуснической концепции. В
работах того же Сурикова происходит
реабилитация вещной красоты мира. Недаром именно
на его творчество будут опираться в своих
исканиях художники “Бубнового валета”. Вечный
мир вещности, лик истории, запечатленный в
исторической архитектуре, развернул в своем
творчестве А. Васнецов, что открыло пути для Н.
Рериха.
В. Суриков. Степан Разин. 1903–1907. ГРМ,
Санкт-Петербург
|
|
|
В. Суриков.
Автопортрет. 1879 |
В. Суриков.
Автопортрет в Италии. 1883 |
В. Суриков.
Автопортрет. 1889 |
|
|
|
В. Суриков.
Автопортрет. 1902 |
В. Суриков.
Автопортрет. 1910 |
В. Суриков.
Автопортрет. 1913 |
В. Суриков. Автопортрет. 1915
На обобщенный синтетический образ
национального пейзажа выходят И. Шишкин (“Рожь”,
“Корабельная роща”) и И. Левитан (“Солнечный
день. Озеро”. Первый воспроизводит фольклорный
образ леса, “стоящего стеной”, живущего своей
собственной жизнью в ином измерении вечности.
Второй в своей итоговой картине, которая
первоначально называлась “Русь”, представляет
синтетический образ всей русской земли, в чем-то
развивая синтетизм А. Венецианова, его идею
природы как благодатного дома для человека.
Исаак Левитан. Солнечный день.
Озеро.
1899–1900. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
И. Шишкин. Корабельная роща. 1898. ГРМ,
Москва
В области портрета восстанавливается
интерес к детским и женским образам, что особенно
характерно для И. Репина, который постоянно пишет
своих дочерей. Тот же Репин восстанавливает в
правах жанр парадного портрета, а заодно пишет
коллективный портрет российской власти, чем
нарушает табу на внимание к людям,
представляющим государство и политическую
власть. Рост интереса к индивидуальности
человека проявился в серии автопортретов В.
Сурикова 1883 (“В Италии”), 1899 (“На фоне картины
“Покорение Сибири Ермаком”), 1902, 1910, 1913, 1915 гг.
Возврат передвижников к
опосредованному поэтическому истолкованию
реальности открыл в принципе пути к
символической интерпретации мира, а затем к
постановке задач создания новой реальности,
которые предстояло решать художникам конца ХIХ —
начала ХХ века.