|
||||
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ
Виктория Хан-Магомедова
“Сидеть!”Выставка под таким названием прошла в галерее “Проун” (совместный проект с “Русской усадьбой”). Ее героями являются стулья. Они висят на стенах, расставлены на полу, и это не простые стулья, а произведения искусства. Самый старый и оригинальный стул, из липы с долблением, был создан в XVII столетии в Великом Устюге. Стул. Великий Устюг. XVII в.
Трудно представить, что в незапамятные времена на столь обыденном предмете мебели имели право восседать лишь представители знати и правители. В Древнем Египте стулья делали из слоновой кости, в Средневековье они зачастую были выполнены из серебра. А современный стул придумал венский мастер-мебельщик Михаэль Тонет, который соорудил столь привычный ныне предмет из гнутого дерева. Вскоре в Европе и Америке их стали производить из гнутых конструкций, фанеры, труб, металла. И в России, как и в Европе, стул отождествлялся с троном, на котором восседали цари. Лишь во второй половине XIX в. стулья попадают из городского в крестьянский интерьер. Постепенно они начинают вытеснять переносные лавки и вскоре становятся незаменимой вещью в повседневной жизни. Кресло. Тарногский городок Тотемского уезда. XIX в.
Деревянные стулья XIX века, представленные на выставке, считались настолько обыденными предметами, что на них не обращали внимания даже исследователи старинной мебели. Показанные в залах галереи, они поражают разнообразием, искусностью исполнения, стилистическими находками: они различны по форме, размеру, окраске, резьбе, оригинальным декоративным решениям. Так, например, вологодский стиль отличается исключительной практичностью. Два кресла. Вологодская губерния. XIX в.
На выставке есть стулья, покрытые резьбой, росписью, есть обитые тканями. В них всё странно сочетается: функциональность, смелые декоративные решения, изощренная резьба, порой чрезмерность формы, пластики, даже утрированность классических силуэтов или авторская интерпретация стилей: классицизма, рококо, модерна, историзма.
Кто изготавливал все эти предметы мебели? В каких интерьерах они находились? Как правило, их авторами были кустарные мастера, поэтому они столь неповторимы. Многие стулья выполнены по заказам помещиков. Привлекают внимание артобъекты в стиле бидермайер со схематичным изображением рога изобилия на спинке. Есть стулья, сохраняющие элементы традиций народного искусства, со стилизованной резьбой на спинке — изображением богини плодородия. Некоторые стулья даже напоминают скульптуры, с утрировкой и чрезмерным использованием классических форм. Такие стулья мастер, вероятно, создавал для себя или по индивидуальному заказу. В целом выставка дает яркое представление об обстановке русской провинциальной усадьбы, дома в городском посаде, в меньшей степени — крестьянского дома XIX века. |