АРТ-ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Портрет горнозаводчика
Прокофия Акинфиевича Демидова
Дмитрий Левицкий
Портрет горнозаводчика Прокофия Акинфиевича
Демидова
1773. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
Eсть среди
парадных портретов Левицкого один довольно
необычный. Он огромный — в рост человека. Главный
герой стоит в непринужденной, но в то же время
торжественной позе на фоне обширного холла с
колоннами и с видом на Воспитательный дом. Вроде
бы все, как полагается, — репрезентативно, с
размахом. Вот только облачен портретируемый
отнюдь не в придворный костюм, а в домашний халат,
и на голове его красуется не парадная шляпа, а
всего лишь ночной колпак. Правой рукой сей
странный персонаж указывает на горшки с цветами
у подножия колонн. Чтобы расположиться удобнее,
он облокотился на лейку, стоящую рядом на столе.
Тут же, на столе, разложены луковицы каких-то
растений и впечатляющий своими размерами труд по
ботанике. Разве видели зрители прежде подобные
парадные портреты? Да ведь это какая-то пародия!
Но, видимо, такова была воля
изображенного на портрете эксцентричного
господина — Прокофия Акинфиевича Демидова,
потомка знаменитого уральского заводчика,
баснословно богатого и столь же баснословно
эпатажного. Чего стоил один только демидовский
выезд, посмотреть на который сбегалась вся
Москва, — ярко-оранжевая колымага, запряженная
большими и маленькими лошадьми, с форейторами
карликом и великаном, каждый из которых был обут
в сапог на одной ноге и лапоть на другой.
Много говорилось о самодурстве и
грубости Демидова, ни в грош не ставившего
никого, кроме самого себя. И в то же время нельзя
было отказать ему в образованности,
любознательности и беспримерной щедрости.
Большой любитель и знаток ботаники, Демидов
разбил на берегу Москвы-реки парк с редкими
растениями, открыв его для широкой публики (в
настоящее время он является частью Нескучного
сада).
Не кто иной, как Демидов, организовал в
Москве Коммерческое училище. Он был одним из
главных “опекунов” Московского университета,
куда отдал “на благо науки” свою богатую
коллекцию минералов, собрание медалей и монет,
обширный гербарий и довольно неплохую
библиотеку, не говоря уж о денежных вложениях.
Неизвестный художник. Нескучный
дворец.
Вторая половина XIX в. Государственный
исторический музей, Москва
Однако самым крупным
благотворительным проектом Демидова стал
Воспитательный дом, на устройство и содержание
которого он потратил больше миллиона. За это
Демидову было пожаловано звание действительного
статского советника, а президент Академии
художеств И.И. Бецкой заказал Левицкому портрет
столь значительного жертвователя для галереи
опекунов Воспитательного дома (правда, результат
должен был президента изрядно удивить).
Несмотря на весьма специфические
условия выполнения задания, Левицкий справился с
ним великолепно! Ему удалось создать совершенно
особый вид — парадный “иронический” портрет, не
встречавшийся до сей поры не только в русской, но
и в зарубежной живописи. Небрежность костюма
почти демонстративно контрастирует с
торжественной обстановкой. С одной стороны, в
портрете Демидова имеются все признаки,
позволяющие причислить его к разряду парадных, с
другой — именно эта показная величественность
подчеркивает характер человека неординарного и
оригинального в своих увлечениях, оправдывая
постулат о том, что можно жить частной жизнью, но
при этом быть достойным гражданином своего
отечества.