Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Портрет М.А. Дьяковой

Дмитрий Левицкий
Портрет М.А. Дьяковой
1778. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Как нежна ее улыбка, как прекрасны уста ее,
Ничто не сравнимо с обаянием ее грациозного облика.
Так скажут. Но есть в ней то, что в ней любят больше всего, –
Сердце стократ прекраснее, чем небесная лазурь ее глаз.
Ей дано больше очарования,
Чем это смогла передать кисть.
И в сердце ее больше добродетели,
Чем красоты в ее лице.

Эти строки написаны на обороте холста “Портрет М.А. Дьяковой”, и это самые правильные слова, которые можно подобрать, глядя на изображение. Образ, полный очарования и лукавства, нежности и душевной чистоты, стал одним из лучших творений Левицкого.

С первого взгляда пленяют задумчивые зеленоватые глаза, прелестное, еще по-детски округлое лицо, высокий лоб, легкая улыбка, — может быть, еще и потому, что невозможно не почувствовать гармонию внешнего облика и внутреннего мира героини. В каждом движении кисти читается восхищение художника своей моделью. Впрочем, не только Левицкий, многие поэты и художники попадали под власть чар Машеньки Дьяковой, дочери обер-прокурора Сената, но сердце свое отдала она Николаю Львову, одному из самых ярких людей своей эпохи. Он занимался архитектурой, писал стихи, сочинял либретто опер, собирал народные песни, прекрасно знал геологию и разбирался в технике — чем не человек Возрождения?

Однако родители и слышать не хотели о подобном мезальянсе, ведь избранник их дочери не был достаточно богат. Что оставалось делать молодым людям? Только решиться на тайный брак. Однажды, по дороге на бал, Мария завернула в маленькую церковь, где ее уже ждали Львов и священник. После скромной церемонии венчания молодожены отправились в разные стороны и еще больше трех лет жили порознь, тщательно скрывая свою тайну, пока суровые родители наконец-то не дали согласия. Кстати сказать, тот же Левицкий через несколько лет написал еще один портрет Машеньки — теперь уже солидной замужней дамы.

Портрет Н.А. Львова. 1785

 

Камерный портрет занимал в творчестве художника более скромное место по сравнению с парадным, но сохранившиеся примеры демонстрируют нам таланты Левицкого и в этой области. Как правило, это погрудные или поясные изображения на нейтральном фоне, так что никакие ненужные подробности не отвлекают внимания от “истинного”, духовного облика персонажей. Так и портрет Дьяковой кажется предельно скромным, но не будем поддаваться этому обманчивому впечатлению. Посмотрите, какой сложный ракурс использует художник: голова и плечи повернуты в разные стороны, за счет чего возникает иллюзия движения, как будто героиня прямо сейчас на наших глазах сменит позу. А с каким мастерством выписан шелковый бант на платье, как прозрачны кружева, как сияют глаза Марии! Колорит картины строится на сочетаниях зеленоватых и жемчужных тонов, перекликающихся с легкими розоватыми оттенками щек и губ. Прозрачные, светящиеся краски также во многом помогают созданию светлого и радостного настроения.

Портрет М.А. Львовой. 1781

 

Изображенная на портрете девушка открыта всему миру, который представляется ей полным радости и счастья, и передает свои ощущения нам, зрителям, которые и через несколько веков будут все с тем же восхищением смотреть на ее портрет.