АРТ-ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Екатерина II – законодательница
в храме богини Правосудия
Дмитрий Левицкий
Екатерина II – законодательница в храме богини
Правосудия
1783. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Портрет
Екатерины-законодательницы стоит в
творчестве Левицкого особняком, хотя
государыню-императрицу он на протяжении своей
жизни писал неоднократно. Но в данном случае мы
имеем дело не просто с парадным портретом. Это
скорее символическая картина, отражающая
представления российских просветителей об
идеальном монархе, изящно завуалированное
наставление императрице, как следовало бы вести
себя прогрессивному правителю.
Екатерина стоит в самом центре храма
Правосудия на фоне величественных колонн,
окутанных тяжелым занавесом, и мощного
пьедестала со статуей Фемиды. За колоннадой
простирается гладь моря с плывущими по нему
кораблями, небо покрыто свинцовыми тучами.
Величественным, но в то же время изящным жестом
властительница указывает на жертвенник с
надписью “Для общего блага”, где сгорают алые
маки, а внизу, на стопке внушительных фолиантов
(все это своды законов) восседает орел с молнией в
когтях. На голову Екатерины возложен лавровый
венок, одета она в строгое белое платье, сродни
античной тунике, на плечи накинута царская
мантия, а на груди сверкают цепь ордена Святого
Андрея Первозванного и крест ордена Святого
Владимира. По всей видимости, разработкой
замысла занимался друг Левицкого Николай Львов.
Портрет Н.А. Львова. 1770
Все атрибуты, используемые в картине,
несут свою смысловую нагрузку. Корабли намекают
на блистательные победы русского флота на Черном
море и недавно состоявшееся присоединение Крыма.
Лавровый венок — знак доверенной народом власти,
сжигаемые маки (античный символ сна и покоя)
указывают на готовность императрицы отказаться
от спокойной жизни во имя общественного блага.
Книги могут являться намеком на деятельность
Екатерины, созвавшей в свое время Комиссию по
созданию новых законов и даже написавшей
специальный “Наказ”, которым члены комиссии
должны были руководствоваться.
Таким образом, реальные “приметы
времени” оказываются тесно переплетенными с
аллегорическими атрибутами. Да и сам образ
главной героини органично вписывается в это
реально-символическое пространство. В чертах
жрицы Правосудия не так уж много сходства с
настоящей Екатериной, хотя, без сомнения, перед
нами именно она, великая императрица. Впрочем, в
данном случае Левицкий и не ставил перед собой
цель достичь портретного сходства, ведь, как мы
уже говорили, он создавал собирательный образ
просвещенного монарха, а не обычный портрет.
Портрет А.Д. Ланского. 1782
Екатерина, как и следовало ожидать,
работу одобрила, а общество встретило новую
картину Левицкого с восторгом. Поэт И.Ф.
Богданович обратился со страниц “Собеседника
любителей российского слова” со стихотворным
приветствием к художнику:
Левицкий! Начертав Российско божество,
Которым седьм морей покоится в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество.
Левицкий, со своей стороны, счел
необходимым опубликовать ответ в следующем
номере журнала. Он подробно описал свое
произведение и дал его четкое истолкование. Но
поток восторгов на этом не прекратился.
Вдохновленный картиной, Державин написал оду
“Видения Мурзы”, где восторженно отзывается о
героине портрета:
Сошла со облаков жена, —
Сошла — и жрицей очутилась
Или богиней предо мной.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат.
Образ Екатерины-законодательницы
получился настолько удачным, что не только сам
Левицкий создавал его реплики, но и другие
живописцы копировали его многократно.