|
||||
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ
Виктория Хан-Магомедова
Памяти Александра ХаритоноваВдова художника и философа Александра Васильевича Харитонова (1931–1993) Татьяна Соколова устраивает выставки его памяти в день смерти художника 5 февраля в разных экспозиционных пространствах Москвы. У каждой выставки — своя концепция, своя интрига, своя тема. В них участвуют разные художники и всегда показываются работы Харитонова. Причем в разных пространствах произведения мастера звучат по-разному, обретают какую-то новую жизнь. На таких выставках зрители открывают малоизвестные или редко экспонируемые произведения Харитонова из частных собраний. Дополняют выставки обычно произведения учеников художника или его последователей. Как и на 16-й выставке памяти Харитонова в Музее А.Н. Скрябина, где представлены произведения мастера и его последователей Александра Шеко и Владимира Землякова. А. Харитонов. Часовня
Художник-самоучка, нонконформист Харитонов месте с Дмитрием Плавинским, Владимиром Яковлевым, Михаилом Однораловым участвовал в знаменитых выставках в павильоне “Пчеловодство” и в Доме культуры на ВДНХ. Каждая встреча с его искусством на выставках, организуемых Соколовой, убеждает в особой миссии этого художника. Его творения заставляют задуматься о сложных этических и нравственных проблемах выбора, встающих перед современным человеком, хотя никакой назидательности, подходящих формул для апеллирования к высоким чувствам в них нет, лишь высокие пластические достоинства.
Он разработал концепцию эмоционального, духовного, философского, романтического пейзажа, ориентированного на философское постижение мира. Ранние византийские мозаики, древнерусские иконы, церковное шитье жемчугом и драгоценными камнями — источники его вдохновения. Вот картина “Память о древнерусском искусстве”: торжественная, красивая, как явленное чудо. А. Харитонов. Чудо всегда незаметно
А. Харитонов. Пейзаж с пеньками
Своими учителями Харитонов считал Достоевского, Гоголя, Саврасова, Флоренского, Моцарта. Его называют представителем православного неоавангарда. “Нужно писать всё обыкновенное, то, что видят каждый день, и делать это необыкновенным”, — говорил художник. Картины Харитонова кажутся написанными драгоценными камнями и бисером. Эффекта слияния он добивался благодаря многослойной системе письма — в его работах более сорока слоев. Он создал свою манеру необычного пуантилизма: писал крошечными цветными мазками. Невозможно представить, насколько трудоемкой была работа над таким произведением. На выставке представлены и абстрактные картины мастера — “плывут облака на музыку Моцарта” и “плывут облака на музыку Шнитке”, также написанные разноцветными мазками. О том, каким блистательным рисовальщиком был Харитонов, свидетельствуют созданные незадолго до смерти рисунки, особенно изображающие деревья: одухотворенные, утонченные. А. Харитонов. Плывут облака на музыку Шнитке
Представитель традиции русского космизма 1920-х годов Шеко навсегда сохранил в своем творчестве любовь к неброской красоте природы Русского Севера. Не случайно голубой цвет — островов, озер — становится излюбленным в его творчестве. Участник выставок в Горкоме художников-графиков на Малой Грузинской, он работал художником кино на Мосфильме. Большую роль в формировании Шеко как художника сыграло знакомство и творческие отношения с Харитоновым. Очарованный Севером, он продолжает вносить образы природы в свои произведения, оригинально совмещая жанры пейзажа и натюрморта (“Натюрморт с валторной”), создает эмоциональные, пронизанные светом наэлектризованные полотна. “Реквием Моцарта” — самая драматичная его работа, с устремленными в небо темными крестами на фоне то ли гигантской светящейся фрески, то ли сверкающих распростертых ангельских крыльев. А. Шеко. Реквием Моцарта
Статья опубликована при поддержке типографии «Апрель». Типография «Апрель» способна обеспечить вас всем спектром типографных услуг. Печать календарей, изготовление каталогов, тиснение и ламинация, все это можно заказать в типографии «Апрель». Посетите официальный сайт типографии http://apprint.ru и подробно ознакомьтесь с ассортиментом услуг. Близкий по духу Харитонову, но работающий в другой манере Земляков в совершенстве освоил и виртуозно использует технику сухой кисти масляными красками на холсте. Он учился у легендарного Василия Ситникова, был знаком с Харитоновым, выставлялся в Горкоме художников-графиков на Малой Грузинской. Об “уроках” Ситникова напоминает поразительный, мерцающий, словно исчезающий, рисунок человеческой фигуры, решенной с помощью специфической моделировки объема в пространстве, без использования линий. И другие работы Землякова очень самобытны, но выполнены в стилистике Ситникова. Рассеянный свет, камерность, интимный характер произведений Землякова делают их особенно притягательными (“Древо”, “Багульник”). |