|
АРТ-ГАЛЕРЕЯ
Елена МЕДКОВА
Храм Геры (Пестум)I храм Геры.
Храм Геры I, грандиозный по размерам (24,5 х 54 м, 34 м высотой) дорический периптер поздней архаики, несмотря на оформившуюся ордерность, сохранил многие черты первичного этапа сложения концепции греческого храма. В его тяжелом каменном массиве, распластанном, льнущем к земле, чувствуется сумрачная мощь материнского начала, питающего его своими соками земными и одновременно препятствующего его отрыву от материнской груди. О том, что в мифологической программе храма преобладает материнское начало, свидетельствует ряд черт. Расположение в устье р. Селы на низинном болотистом участке говорит о его близости к первичному хаосу вод и принадлежности к “нижним” храмам, несмотря на олимпийский статус Геры. Храм 2500 лет назад. Реконструкция
Архаический тип портика пронаоса с тремя колоннами в антах восходит к материнской типологии геометрических храмов VIII в. до н.э. со столбом, перебивающим центральный вход. О том же, возможно, свидетельствует и культовая статуя между крайними колоннами на фасаде северного нефа. Убедительным знаком материнского характера оболочки храма является своеобразное “цветение” колонн дорического ордера — шейка колонн украшена резными листочками и розетками. В связи с этим уместно вспомнить, что первоначально колонна представляла Богиню-мать в ипостаси Мирового древа, и “по ритуальным законам несет именно нижняя, материальная часть мироздания (мужчины-атланты в этой функции появятся позже)” (Л.И. Акимова). Слитность в идее несения/стояния мужского и женского начал наглядно можно себе представить на примере мифа о яблоках Гесперид — Геракл и Афина вместе держат небо в отсутствие Атланта. План
О слабости структурных скреп материи говорит также отсутствие композиционного узла в виде сакральной статуи в центре наоса и акцентирования входа на фасаде храма. Система организации масс, основанная на рядоположности без внутренней взаимосвязи, позволяет продолжить ряд по прямой в любую сторону, что вместе с горизонтальной распластанностью храма внушает чувство неопределенности, сходное с неопреденностью и бесконечностью хаоса. I храм Геры. Вид сверху
Мужская составляющая в храме проявилась в архаическом делении наоса на два нефа посредством внутренней колоннады, стоящей по оси наоса. Согласно Л. Акимовой, этот план реализует следующий сакральный сценарий храма: “Бог-солнце входит в него (лоно Богини-матери. — Е.М.) через восточную дверь и идет умирать на запад. Достигнув апсиды, он переживает процесс трансформации (что и обозначено “поворотом” стены) и возвращается вновь на восток по другому, соседнему нефу. Выход его из восточной двери — это выход из лона, восход над горизонтом, начало дневного пути… Храм воплощает идею долгого пути солнечного бога — историю его жизни, смерти и воскрешения”. Колоннада
Пропорции храма строятся на математических закономерностях, основанных на столь любимом греками соотношении простых чисел: “…вся целла имеет соотношение сторон 2 : 7, без пронаоса и опистодома 2 : 5, общий же план здания имеет соотношение 4 : 9... длина стилобата — 100 ионийских локтей — отражает магию числа “100” (Л.И. Акимова). |