АРТ-ГАЛЕРЕЯ
Надежда ВИНОГРАДОВА
Вечер в Таканава
Из серии
“Достопримечательности
восточной столицы”
Андо Хиросигэ.
Вечер в Таканава.
Серия “Достопримечательности восточной
столицы”.
1832–1834
Хиросигэ
посвятил теме Эдо — восточной столицы Японии —
пятьдесят больших серий, в том числе и первую,
вышедшую в 1831 г., в которой он впервые выступил в
роли пейзажиста. Ободренный успехом у городской
публики, он в следующем году начал выпуск новой
серии под названием “Достопримечательности
восточной столицы”. Ее выход в свет продолжался
в течение десяти лет. 1830-е годы — время сложения
художественной манеры Хиросигэ-пейзажиста. В его
творчестве формируется особый тип камерного,
лирического пейзажа. В спокойных, ясных,
уравновешенных композициях Хиросигэ стремился
передать обаяние японской природы, рассказать о
красоте морских бухт и парусных лодок.
Цветущие вишневые деревья в 3-м месяце
на улице Готёмати в квартале Ёсивара.
Ок. 1835. Серия “Знаменитые виды Восточной
столицы”
На ранних этапах творчества большое
место в пейзажных композициях уделяется
жанровым сценам, теме путешествий. Хиросигэ не
чуждается обыденности, жизнь человека среди
природы осознается им как путь к постижению ее
души.
Цветущие вишни и вблизи Готэнями
вечером.
Ок. 1831. Серия “Знаменитые виды Восточной
столицы”
Введенное властями ограничение в
передаче цвета, распространившееся на всех
мастеров гравюры укиё-э, требовало от художников
и печатников большой изощренности. Так, Хиросигэ
варьировал в своих ранних пейзажах с видами Эдо в
основном всего три цвета: красный (или бурый),
синий и черный, изредка добавляя оттенки
зеленого. Главную роль в цветовой нюансировке
гравюр играл способ наложения красок бокаси, при
котором печатник по указанию художника путем
нажима и проглаживания бумаги, наложенной на
доску, создавал тончайшие градации цвета,
виртуозно добиваясь передачи атмосферных
эффектов, переходных состояний погоды: заката,
тумана или дождевой пелены, окутавшей землю. При
этом гравюры Хиросигэ отличает особая
живописность, не свойственная даже Хокусаю. Так,
розовеющее у горизонта небо высветлялось в
верхней части гравюры, а вода у берега
окрашивалась в более темные тона.