Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Надежда ВИНОГРАДОВА

 

Синтоистский храм Минато около моста Инари-биси в квартале Теппоку

Из серии “Сто знаменитых видов Эдо”

Андо Хиросигэ.
Синтоистский храм Минато около моста Инари-биси в квартале Теппоку.
Серия “Сто знаменитых видов Эдо”.
1856–1858

 

Вошедший в серию “Сто знаменитых видов Эдо” пейзажный лист цветной гравюры на дереве типичен для последнего этапа творчества Хиросигэ. Сама эта серия, в которой наиболее ярко проявились новые художественные тенденции мастера, – последняя и не совсем обычная пейзажная серия Хиросигэ. В отличие от безмятежно спокойных лирических пейзажей 1830–1840-х гг., в гравюрах этой серии Хиросигэ дает более напряженную, а подчас даже драматическую трактовку природы.

Он использует резкое сопоставление планов, остро динамичное построение композиции, напряженные цветовые аккорды. Собственно пейзаж, подчас достаточно дробный и суммарный, как бы отступает вглубь листа, заслоняясь каким-либо частным мотивом, выполненным крупным планом и занимающим всю переднюю часть композиции.

Бамбуковая набережная у моста Кёбаси. 1857

 

Так, в данной гравюре мост Инари, храм Минато, река, по которой оживленно в разных направлениях снуют лодки с поклажей, отступают на задний план. Они увидены Хиросигэ сквозь огромные мачты корабля, показанного фрагментарно и словно надвигающегося на зрителя. В этом сочетании крупно выделенных орнаментальных форм с далеким пейзажем города таилось огромное эмоциональное воздействие на зрителей, как бы ставших участниками сцены.

Этим новым тенденциям в творчестве Хиросигэ развиться не было суждено. Последние листы серии вышли уже после смерти художника.