УРОК ИЗО
Елена Полюдова,
кандидат педагогических наук,
Нэнси Хэйс, учитель ИЗО,
Роклин Хай Скул, Калифорния, США
Честь и привилегия — быть учителем
Специфика преподавания
изобразительного искусства в старших классах
американской школы
Образование через общение
Система художественного образования в
США интересна подходом к практической работе
учащихся. В ней можно проследить воплощение идей
философии образования американского философа и
педагога Джона Дьюи. В “Энциклопедии
образования США” отмечено, что имя Джона Дьюи
“стало синонимом прогрессивного движения в
педагогике”. В одной из работ, “Демократия и
образование” (1916), Дьюи пишет, что педагогика в
первую очередь должна опираться на практическую
деятельность учащихся: “Образование — это
общественная жизнь... и состоит по большей части в
передаче информации через общение. Общение — это
процесс накопления опыта до тех пор, пока он не
станет общим умением и навыками”. Дьюи
определяет образовательный процесс как
“постоянную реорганизацию, реконструкцию и
трансформацию опыта”.
Джон Дьюи
Идеи американского ученого стали
популярными благодаря изменению акцента в
образовании от схоластического и
теоретизированного в сторону
экспериментального подхода, обучения через
деятельность. Такой подход является
общепринятым в современной американской системе
художественного образования, в которой предметы
искусства объединены системой VAPA (Visual Arts and Performance
Arts — визуальные и исполнительские искусства) и
включают музыку, танец, театр и изобразительное
искусство.
Статья опубликована при поддержке Московской 57 школы. Школа занимает первые места в олимпиадах и рейтингах, сотни выпускников школы - аспиранты и преподаватели лучших университетов мира, среди учителей школы есть доктора и кандидаты наук. В 2016-2017 учебном году Московская 57-я школа открывает группы развивающего обучения «ИГРОТЕКА» и «ПРИГОТОВИШКА» в Семейном Центре БОРКИ. Узнать подробную информацию о школе, стоимость обучения и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.нашашкола57.рф.
Visual Arts предполагает изучение
различных видов изобразительного искусства:
графики, живописи акриловыми и масляными
красками, акварели, керамики; кроме того, основ
теории цвета, некоторых направлений и периодов в
развитии искусства и отдельных имен и
произведений. Performance Arts включают в себя
исполнительские искусства: игру на музыкальных
инструментах, вокал, хор, танец, театр.
Неотъемлемое условие получения оценки
по каждому из этих предметов — участие в
общественной деятельности школы: украшение
помещений, тематические выставки, школьные и
благотворительные концерты, спектакли и
фестивали.
Предметы образовательной области
“Искусство” изучаются в американской школе с
1-го по 12-й класс. В российской школе музыка,
рисование, танец изучаются в младшей и средней
школе (1–4-е и 5–7-е классы), в старшей (10–11-е
классы) появляется новый предмет — мировая
художественная культура.
Рассказ о том, что в нашей школе нет
практической художественной деятельности,
вызвал неподдельное удивление американских
коллег. Школьники в Америке ставят спектакли,
рисуют, музицируют, поют и танцуют вплоть до
окончания школы. Один из предметов цикла VAPA можно
изучать углубленно несколько лет, а после этого
поступить в профессиональное учебное заведение
по этой специальности. А можно менять курсы хоть
каждый год, однако при этом теряется
углубленность изучения, поскольку каждый из этих
курсов разделен по сложности на три уровня.
Три уровня сложности
Первый уровень — beginner. На этом
уровне занимаются все, поскольку необходимо
пройти определенный курс предметов. Цель учителя
на этом уровне — научить детей основам
самовыражения, основам рисунка. Но самое главное
— сделать что-то самому, что можно было бы
принести домой, показать родителям и друзьям,
повесить на стену, сказав: “Я нарисовал это сам!”
Объем материала по теории и истории искусства на
этом уровне минимален, однако учитель сообщает
некоторые интересные факты (о создании
какой-либо картины, необычность произведений
определенной эпохи). Педагог дает больше
практических заданий на развитие навыков
копирования, учит быть точным в зарисовках,
рассказывает, для чего это необходимо.
На второй (intermediate — средний) и
третий (advanced — продвинутый) уровни приходят
учащиеся с ярко выраженным интересом и
способностями к искусству, стремлением к
художественному творчеству. Эти уровни
принципиально не различаются, то есть средний
является ступенью к более углубленному
продвинутому уровню. Педагоги отмечают, что если
учащийся пришел на занятия среднего уровня, то
следующим этапом обязательно будет продвинутый,
так как такие дети отличаются высокой степенью
мотивированности в занятиях искусством.
Основой работы и здесь, как на первом
уровне, является процесс самовыражения, но
выглядит это несколько иначе. По словам
американских преподавателей, ученики второго и
третьего уровней имеют развитое воображение,
могут придумать интересный сюжет для своего
произведения, а также обладают необходимыми
навыками для осуществления задуманного. Кроме
того, они стремятся выразить свои идеи, полны
замыслов и проектов. В этом случае задача учителя
— организовать для ученика сложный процесс
самосознания и осуществления замысла,
одновременно помогая ему овладеть новыми
техническими средствами.
Процесс создания одного произведения
занимает от одного до двух месяцев, в зависимости
от темы, техники и материала, которые ученик
запланировал освоить. Широко применяется метод
коллективного обсуждения и анализа произведений
искусства различных эпох, материалов к изучаемой
теме, эскизов по текущему проекту и домашних
работ.
Каждая тема начинается с подробного
планирования замыслов и действий, выбора техники
и материалов, то есть работа над произведением
начинается задолго до появления первых эскизов.
Нормативные документы
Содержание каждого уровня обучения,
так же как и объем программ, перечень навыков,
которые должны освоить учащиеся, представлены в
нормативных документах каждого штата (в нашем
случае — это стандарты Калифорнии). Школа берет
их за основу и формирует свой спектр предметов
VAPA.
Роклин Хай Скул имеет обширную
программу, которая включает разнообразные курсы
изобразительного искусства: рисование и
живопись; керамика; фотография;
фотожурналистика; графический дизайн; дизайн
вэб-страниц. Школа использует модель, называемую
“Обучение мастерству”. Учителя определяют круг
навыков, которые необходимо освоить, и объем
работ, которые должны быть выполнены к окончанию
каждого курса, коррелирующих со стандартами
района и штата.
Например, необходимый объем знаний для
уровня начинающих — это понимание и умение
применять основы теории цвета в серии
упражнений, опросов и в итоговой работе. Перед
окончанием курса учащиеся должны
продемонстрировать владение всеми необходимыми
навыками и знаниями. Этот курс базируется на
создании портфолио, так как наибольшая
заинтересованность у учащихся проявляется при
создании законченных произведений искусства.
В 1998 г. все учителя искусства районного
департамента образования, в который входит и
Роклин Хай Скул, совместно разработали
образовательный стандарт для преподавания
искусства, примерные типы заданий для каждого
уровня цикла VAPA, которые соответствуют
стандартам Калифорнии в сфере педагогики
искусства.
Ниже приведены выдержки из
Образовательного стандарта Калифорнии для
общеобразовательных школ, которые, возможно,
будут интересны российским педагогам искусства
(в полном объеме этот документ доступен в
электронном виде на сайте Департамента
образования Калифорнии — www.cde.ca.gov).
Приведенная часть стандарта описывает сферы
деятельности и качества характера, которые
играют важную роль в формировании творческой
личности учащихся.
Художественное восприятие
опирается на обработку, анализ и реакцию на
чувственную информацию с помощью языка
искусства и навыков в сфере искусства.
Творческое выражение является
частью работы в сфере искусства. Учащиеся
применяют приобретенные навыки в составлении
композиции, разработке и осуществлении своего
замысла в каждой работе. Учащиеся могут
использовать различные способы для выражения
своих идей в школьных и внеклассных работах.
Исторический и культурный контекст
используется для понимания учащимися
исторического и культурного фона при изучении
различных периодов истории искусства. Учащиеся
анализируют историю и особенности развития
изучаемого вида искусства, а также специфику его
наиболее ярких периодов.
Эстетическая оценка формируется в
процессе художественного и критического анализа
произведений искусства. Совместно с учителем
учащиеся работают над пониманием замысла
произведения искусства. Эта деятельность
включает выражение их собственного мнения,
изучение мнений исследователей и основывается
на теории искусства, эстетической оценке и
эмоциональном восприятии.
Учащиеся используют то, что было
изучено в одной сфере искусства, сравнивают это
как с другими видами искусства, так и с другими
сферами деятельности. Учащиеся не только
развивают свои творческие навыки в
художественной деятельности, но и применяют их в
решении других задач, таких как общение,
организация распределения своего времени как в
учебной деятельности, так и в дальнейшей жизни,
например в сфере специального образования в
сфере художественных дисциплин.
Общие проблемы
К сожалению, в США нет системы
дополнительного образования в виде
государственных художественных и музыкальных
школ, так же как и центров дополнительного
образования школьников. Есть частные и
достаточно дорогие музыкальные и художественные
школы и студии. Искусством могут себе позволить
заниматься только или очень способные дети (для
них существует система стипендий), или дети очень
обеспеченных родителей (большинство обучающихся
в таких школах относятся к последней категории).
В общих чертах ознакомление с
искусством и историей его развития проходит в
общеобразовательных школах на уроках искусства.
На базе школ ведется активная внешкольная работа
в виде клубов по интересам. Это дает возможность
большинству детей попробовать себя в различных
видах художественной деятельности в пределах
школьной программы и после занятий.
И все же эти клубы не могут
удовлетворить потребность многих детей в
профессиональном художественном образовании.
Уникальная российская система государственного
дополнительного образования школьников —
центры детского творчества, музыкальные и
художественные школы, станции юных техников и др.
— вызывает большой интерес американских коллег.
Из бесед с американскими учителями становится
ясно, что проблемы художественного образования
идентичны, независимо от страны и
образовательных стандартов.
Как американские, так и российские
педагоги искусства убеждены, что процесс
творчества развивает самооценку и уверенность в
себе, вносит существенный вклад в формирование
образованной и гармонично развитой личности.
Успех в творчестве зачастую вдохновляет
учащихся обращаться к другим дисциплинам и
изучать их более проницательным взглядом. Именно
поэтому американские педагоги считают, что
искусство — необходимая часть школьной
программы.
Этим проблемам посвящены многие
конференции и исследования американских
педагогов и ученых. Активную деятельность ведут
различные общества в сфере педагогики искусства,
материалы которых доступны на сайтах
Национальной ассоциации художественного
образования, Общества Джона Дьюи, Общества
учителей литературы и многих других.
Болезнь чистого листа
По мнению американских коллег,
детально разработанная программа и план заданий
должны дать учащимся возможность быть
компетентными в следующих видах деятельности:
поиск смысла и контекста будущей работы, опыт
свободного формирования личного взгляда на мир,
понимание символичности языка визуальных
искусств, умение высказать обоснованное
суждение о своих работах и работах
одноклассников, овладение методами
изобразительной выразительности.
Характеристики видов деятельности учащихся
внесены в методические рекомендации для
педагогов изобразительного искусства и
используются для создания заданий на различные
темы.
Наиболее интересна подготовительная
часть работы. Ребятам предлагается выбрать цель
создания и идею своего будущего рисунка,
продумать следующие моменты: какие задачи ставит
перед собою ученик, каковы должны быть общая
композиция, центр композиции, соотношение частей
и деталей будущего произведения, техника
исполнения, подбор деталей.
Опыт показывает, что наибольшую
трудность дети испытывают именно на
подготовительном этапе создания работы.
“Болезнь чистого листа” актуальна в сфере
педагогики искусства, поэтому особенно
интересно сравнить педагогический опыт
различных стран при рассмотрении моделей
образования.
Погребальная маска. Искусство
Теотиуакана.
300–650 гг.
|
|
Воины-атланты, стоящие на
вершине пирамиды Утренней звезды.
X–XI вв. Мексика |
Кодекс Нутталь. Фрагмент.
Культура миштеков. XIII–XV вв. |
Выше приведен пример
исследовательского проекта — план работы над
произведением для продвинутого уровня при
подготовке к неделе культуры Мексики, которая
проводилась в Роклин Хай Скул и включала:
выставку художественных работ, исполнение
национальных танцев и музыки, показ
художественных фильмов Мексики, просмотр
презентаций на разнообразные темы о современной
Мексике (экономика, география, история, культура).
|
|
Маска ацтеков.
XIV–XVI вв. |
Камень Солнца.
Ок. 1479. Из храма Темпло Майор |
Все этапы процесса создания
произведения четко определены и
структурированы. На первый взгляд, может
показаться, что в действиях учащегося не хватает
спонтанности, так как все его шаги прописаны,
есть даже заверенное подписью ученика
подтверждение, что он понимает ответственность
за взятые на себя обязательства. Однако учащиеся
не ограничены в выборе темы, способов ее
выражения, и все формальности помогают им
организовать свое время, разбить кропотливый
труд по созданию произведения на отдельные
осознаваемые этапы.
|
|
Ф. Калло. Объятия вселенской
любви.
Земля, я, Диего и Коатль. 1949 |
Ф. Калло. Корни. 1943 |
|
Д. Ривера. Цивилизация
тотонаков. 1950 |
|
|
Д. Ривера. Крестьяне. 1947 |
Д. Ривера. Носильщик цветов. 1950 |
Д. Ривера. Сон о воскресном дне в парке
Аламеда. 1948
Такой подход с детализированной
системой вопросов и этапов работы над
произведением разработан в программе Visual Arts для
каждой изучаемой темы.
Все эти вопросы и задания помогают
четкому осознанию хода работы над произведением.
Незаметно для ученика в процессе поиска
информации и ответов на вопросы формируется
понимание того, что нужно сделать, какие шаги
будут необходимы в скором времени, а что нужно
будет сделать в дальнейшем. Учитель называет те
имена или географические названия, которые
ученик может использовать для самообразования в
процессе подготовки к проекту.
Пример исследовательского проекта
(продвинутый уровень)
Имя ____________________
Тема: “Художественные формы
Мексики” (используй в своем поиске ключевые
слова, такие как народное искусство штата Оахака,
мексиканские папирусы, маски ацтеков, живопись Д.
Риверы, Ф. Калло).
Ответь на следующие вопросы:
• Как эти формы соотносятся с
выбранными тобой художественными формами?
Присоедини эту форму к своему плану независимого
изучения темы.
• Какие средства и специальные техники
используются для создания этих художественных
форм? (После каждого вопроса, оставлено место для
ответа. Таким образом, ученик может внести свои
первые заметки и варианты в подготовительный
план работы.)
• Опиши то, как эти художественные формы
используются, какова цель их использования.
• Какие темы характерны для этого
художественного стиля? Каковы источники
вдохновения?
• Опиши использование символов или
образов, которые говорят об идеях, настроениях,
чувствах.
Самостоятельное исследование.
План и конспект.
Объясни свою цель. Например, ты
исследуешь новые средства или оттачиваешь свое
мастерство в уже знакомой технике? Эта работа
является частью серии работ или чем-то новым, в
чем ты только пробуешь себя? Какие идеи ты хочешь
выразить и какие элементы ты будешь использовать
для этого? Проверь, соответствует ли содержание
твоего плана уровню сложности твоего курса.
Сделай набросок своей идеи на свободной
части листа ниже или прикрепи эскиз.
Материалы: карандаш, ручка, чернила,
цветные карандаши, темпера, акрил, пастель и др.
Сроки:
сдачи содержания _______
проверки половины этапа выполнения
работы _________
окончания проекта _______
Я понимаю, что, если выполненная работа
не будет соответствовать вышеуказанному
содержанию, это повлияет на мою оценку.
Подпись ученика____________ Дата.___________
Примечания переводчика
Оахака – один из 31 штата Мексики,
территорию которого исторически населяли
сапотеки и миштеки. Сейчас в этом штате больше
носителей языков коренных народов, чем в любом
другом. |
Важна инициатива ученика, так
как на уроках даются понятия об основных
аспектах изучаемой темы: учитель показывает
альбомы, слайды и фильмы, комментирует их,
учащиеся приносят самостоятельно найденный
материал (в данном проекте использовался
документальный фильм о Диего Ривере и Фриде
Калло, альбомы с иллюстрациями, педагог
предоставил список наиболее интересных
интернет-ресурсов). Однако процесс принятия
решения принадлежит ученику, который сам
определяет тематику и выразительные элементы
своей будущей работы, что создает для него
напряженную ситуацию выбора, учит отбирать
материал, наиболее соответствующий замыслу и
тематике произведения.
На наш взгляд, существенным
недостатком обучения такого типа является
отсутствие учебников. В общем-то учащиеся
остаются один на один с огромным
искусствоведческим, историческим и
культурологическим материалом. Многое из того,
что могло бы быть кратко изложено в учебной
статье со ссылками и указанием наиболее важных
моментов, остается за пределами внимания
учащихся. Не каждый из них сможет и захочет
обрабатывать большой объем материала по
изучаемой теме. К сожалению, чаще всего поиск
ограничивается минимальным количеством
информации.
Плюсы и минусы
Итак, система художественного
образования США кардинально отличается от
российской. В основе первой — выбор и
практический подход, базирующийся на личном
опыте. В основе второй — работа с крупными
потоками информации, преподавание
культурологических знаний. Американская система
художественного образования поощряет
практическую деятельность каждого ученика, что
подтверждается стандартами образования,
программными документами, системой работы
ученика в школе, а также достаточным количеством
часов в учебном плане (3–4,5 часа в неделю в
старшей школе).
Практическая деятельность, знания
через практику, опора на личный опыт,
многоуровневая система обучения и критериев
оценки позволяют прослеживать динамику развития
каждого, помогают разделить группы учащихся по
их художественным и творческим интересам.
Работа над законченным произведением
практически реализует одну из главных целей
художественного образования — заинтересовать
искусством, творческим делом, представить
художественный труд как возможность оформления
своего дома, окружающего пространства,
использовать навыки творчества для
самореализации в будущем.
Эффективный момент обучения – то, что
учащиеся разделены на группы с различными
уровнями обучения, каждый из которых имеет свои
цели и задачи, определенную степень сложности
тематики и навыков. Цель своей работы учитель
видит не только в отработке определенных навыков
и сообщении информации по искусству, но и в
применении навыков и знаний как в сегодняшней
школьной жизни, так и в дальнейшем, во взрослой
жизни.
Однако необходимо отметить и минусы
этой системы. Большая самостоятельность ребенка
не позволяет ему глубоко заниматься
теоретическими и техническими аспектами. Темы по
истории искусства появляются изредка во время
отдельных бесед и не подкреплены учебниками и
четкой программой.
Негативные стороны российского
художественного образования заключаются в том,
что в старших классах доминирует теоретическая
деятельность, а отсутствие художественного
опыта и практики не дают возможности подросткам
попробовать свои силы в творчестве, им
приходится изучать результаты творчества
других. К сожалению, зачастую уроки мировой
художественной культуры сводятся к пересказу
истории искусства. Недостаточное количество
времени (1–2 часа в неделю в старшей школе) также
не позволяет педагогам реализовать творческий
потенциал учеников и активизировать их
художественные интересы.
Тем не менее логически выстроенная
теоретическая база программы предмета “Мировая
художественная культура” дает основу для
формирования кругозора старших школьников,
понимания процессов развития культуры и
искусства. Многообразие учебных пособий
позволяет учителю выбрать наиболее приемлемое
для конкретной школы или класса.
* * *
Нэнси Хэйс написала: “Это честь и
привилегии для меня — быть учителем. Это способ
сделать тысячи детей счастливыми с помощью
изучения искусства. Я могу научить их различным
способам самовыражения, используя
педагогические методики и системы заданий.
Задача заключается в создании гармонии между
объемом образовательной программы и той
радостью, которую получают дети в процессе
творчества. Мое желание — привить каждому моему
ученику осознанное понимание искусства,
способность отличать тонкие выразительные черты
окружающего мира. Если мои ученики понимают и
ощущают это, я считаю, что выполнена наиболее
важная часть моей работы”.
Действительно, проблемы и цели
учителей искусства любой страны одинаковы.
Каждый учитель искусства считает своей основной
задачей пробудить в учениках интерес к искусству
и осознание красоты окружающего мира. Именно
поэтому важно изучать проблемы коллег из других
стран, обмениваться мнениями, что позволит
привнести свежие идеи в педагогический опыт
обеих сторон.