ТЕТ-А-ТЕТ
Елена КНЯЗЕВА
Натюрморт с васильками
Сергея Чехонина
"Натюрморт (с
васильками)” — редкая живописная работа в
творчестве известного русского монументалиста,
графика и мастера декоративно-прикладного
искусства Сергея Васильевича Чехонина (1878–1936).
Такая станковая картина могла появиться в
творчестве художника в результате осмысления
большого культурологического материала и
хорошего профессионального обучения. Он учился в
Рисовальной школе Общества поощрения художеств
в Петербурге, в школе-мастерской М.К. Тенишевой, в
том числе пять лет у И.Е. Репина, потом в
керамических мастерских С.И. Мамонтова.
В начале XX в., когда многие русские
художники создавали футуристические и
супрематические композиции, универсальный
талант Чехонина нашел применение в дизайне,
трактуемом с позиций “Мира искусства”, ко
второму поколению которого он себя относил.
“Натюрморт (с васильками)” в этом
отношении работа программная. Заметно, что
художник, выбравший такие предметы для картины,
разбирается в истории искусства. Он любуется
неповторимостью каждой вещи: старинным фарфором,
античным бюстом, соломенной шляпой. По
воспоминаниям К.И. Чуковского, в петербургской
квартире Чехонина было “много дорогих и
редкостных вещей – иконы, картины, фарфор,
серебро”.
Художник изучал предметный мир не
только в антикварных магазинах и во дворцах, но и
на ярмарках. Он собрал коллекцию старинных шалей
с яркими цветочными узорами. Некоторые
исследователи считают, что благодаря изучению
этих раритетов Чехонин создал неповторимый
стиль росписи фарфора. А живописная палитра
мастера, состоящая из чистых цветов, вызывает
ассоциации с искусством Древней Руси.
С. Чехонин. Натюрморт (с васильками). 1916.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В натюрморте на фоне белой скатерти и
желтого абстрактного оконного проема предметы
выглядят как драгоценности в оправе. В отличие от
натюрмортов прошлого, выверенных с
композиционной и смысловой точек зрения, в
картине Чехонина (как и в подобных работах
Сезанна, Петрова-Водкина, Кузнецова и др.) связь
между предметами не очевидна.
По мнению Ю.М. Лотмана, “натюрморт
обычно приводят как наименее “литературный”
вид живописи. Можно было бы сказать, что это
наиболее “лингвистический” ее вид. Не случайно
интерес к натюрморту, как правило, совпадает с
периодами, когда вопрос изучения искусством
своего собственного языка становится осознанной
проблемой”. И далее: “Предметы подчеркнуто
замкнуты в себе, разделены своей
материальностью. Соединение их достигается не
теми способами, какими несколько вещей образуют
кучу, а какими несколько слов образуют фразу или
несколько фраз образуют абзац…” (“Статьи по
семиотике культуры и искусства”. СПб., 2002).
Таким образом, синтетическую
тенденцию натюрмортов начала XX века можно
сопоставить с законами построения связного
текста.
Какие еще приметы времени заметны в
“Натюрморте (с васильками)”? Чехонин придает
своей картине настроение театральности
(художник оформлял и спектакли), как будто вещи на
полотне – бутафория и относиться к ним надо без
пафоса. Это было принято в модерне: в антикварных
чайниках без крышек – “неблагородные цветы”
васильки, ромашки, осенний листик (а бывало,
клевер, чертополох, зонтичные, маки и пр.).
Античный бюст сдвинут за край холста, затенен и
потому загадочен и как будто живой. Зато нарядная
шляпа с розой – на самом видном месте (а не на
вешалке в прихожей).
Как в жизни, так и на картине – ход
времени убыстряется, все воспринимается легче,
сиюминутность определяет характер жизни.
Постоянная новизна, эпатаж становятся
эстетической необходимостью.